dev stack:
The Desert Sessions: как

The Desert Sessions: как "Дюна" стала любимой научно-фантастической эпопеей металлистов

Забудьте о "Звездных войнах". Психоделическая научно-фантастическая сага "Дюна" — выбор думающих металлистов.

0
1610
0
Околомузыкальное / Кинематограф
J. M. • 07 Августа 2023 • Shutterstock

Пару лет назад актер Оскар Айзек признался, что он не любитель стоунер-метала. В беседе с NME звезда "Звездных войн" и "Внутри Льюина Дэвиса" перечислил свои любимые альбомы всех времен. Среди классических вещей Марвина Гэя и The Cure один альбом выделялся, словно кальян в магазине игрушек: часовой гимн травке "Dopesmoker" от любителей покурить группы Sleep Sleep.

Айзек объясняет:

Это на самом деле просто эпический, скрежещущий трек. Мужик, я слушаю его, когда мне действительно хочется просто погрязнуть. Я называю это " сладж-метал" или "сочетание металла и григорианского пения". Это настоящая музыка для головы, если понимаешь, о чем я

Помимо безупречного вкуса "Dopesmoker" в чем-то продемонстрировал Айзеку его собственное будущее. На обложке переиздания альбома в 2012 году была изображена иллюстрация известного американского художника Арика Ропера. Она изображала вереницу кочевников, ведущих по пустыне больших, похожих на верблюдов существ.

Это были Видианцы, о которых поется в песне Dopesmoker. Это священники-наркоманы, бредущие по пескам в поисках некой безымянной планеты, где они смогут распространить слово о своем боге, марихуане. Видианцы были одеты в мантии и использовали трубки для переработки выдыхаемого дыма, которые помогали им оставаться вечно под кайфом.

Однако любой человек, разбирающийся в научной фантастике, понимал, что за этим скрывается нечто большее. На создание образов Ропера вдохновила эпохальная научно-фантастическая эпопея Фрэнка Герберта "Дюна" 1965 года, по которой режиссером Дени Вильнёвым недавно был снят блокбастер. Главные роли исполнили Тимоти Шаламе, Джейсон Момоа и Оскар Айзек.

По сути, Видианцы — это Фримены, коренные жители Арракиса, пустынной планеты, находящейся в центре внимания саги "Дюна". Арракис известен изменяющим сознание наркотиком Спайсом и смертоносными гигантскими песчаными червями, беспрестанно роющимися под поверхностью земли рядом со Спайсом. Халаты и трубки на иллюстрации Ропера это отсылка на дистикомбы Фрименов — одежду, которая позволяет им выживать на засушливой поверхности планеты за счет переработки биологических жидкостей (в книгах это точно не трава).

Арик Ропер рассказывает:

"О, эта обложка на сто процентов вдохновлена "Дюной". Также я позаимствовал многое из текстов Al Cisneros Эла Сиснероса (басиста и вокалиста Sleep Sleep), из описаний караванов в пустыне. Визуальные образы серии книг "Дюны" поразительны. Простор и открытость пустыни наводят на мысль о бесконечном потенциале. К тому же в "Дюне" есть наркотик Спайс, определенно связанный с психоделическими веществами"

Это не единственная ссылка на "Дюну" в бэк-каталоге Sleep. Пусть трек Giza Butler с их альбома 2018 года The Sciences The Sciences — каламбур в сторону басиста Black Sabbath Black Sabbath, но в нем прослеживаются и отсылки к "Дюне". Травяное путешествие "Квисатц Хадераха" и "Мессии Муад'Диба" явно говорит о том, что Sleep перечитали сагу Герберта не единожды.

Гитарист Sleep Мэтт Пайк рассказывает:

"Мы накуривались и читали всю эту безумную научную фантастику. "Дюну" точно. Нам нравилась та часть с наркотиком Спайс"

Sleep Sleep — не единственная группа, выразившая свою любовь к "Дюне". История об избранном мальчишке-пророке Поле Атрейдесе, возглавившем восстание на суровой, но экономически ценной пустынной планете, давно вдохновляла металлистов.

Виктор Викарт, гитарист постметаллической группы Dvne, говорит.

"Дюна" — это не "Звездные войны", хотя эта серия во многом обязана "Дюне". Это мистическая, многослойная сага о взаимосвязи между властью, религией, выгодой и влиянием человека на окружающую среду. Как и все лучшие научно-фантастические истории, это притча, которая в то же время отражает происходящее в реальном мире и предсказывает будущее

Как видно по названию группы и их твиттер-аккаунту @SongsOfArrakis, Dvne во многим черпали вдохновение из книг Герберта, вышедших с 1965 по 1986 годы. Группа не заимствует сюжет напрямую, а использует темы из "Дюны" как отправную точку. Альбом "Asheran" 2017 года затрагивает те же экологические проблемы, что и Герберт в своих книгах почти 60 лет назад. А в альбоме "Etemen Ænka" 2021 года рассматривается взаимосвязь технологий, политики и общества — еще одной ключевой темы "Дюны".

Викарт, познакомившийся со вселенной "Дюны" через фильм Линча 1984 года, объясняет:

"Отчасти мы прониклись философией истории и отчасти окружающей средой "Дюны". Если все это погрузить в супер-эпичную, прогрессивную пост-метал песню, получается хороший резонанс"

Величественность вселенной "Дюны" воплощена в самом известном трибьюте этого произведения, песне "To Tame A Land" группы Iron Maiden Iron Maiden. Трек, завершающий альбом 1983 года "Piece Of Mind", по сути, пересказывает сюжет книги за 7.5 минут. Музыка проникнута мотивами Среднего Востока, призванными погрузить слушателя в засушливые ландшафты Арракиса. Изначально композицию хотели назвать "Dune", но агент Герберта отказал группе в разрешении. Он сказал: "Нет. Фрэнк Герберт не любит рок-группы, тяжелые рок-группы в частности, и особенно такие рок-группы, как Iron Maiden Iron Maiden"

Это не помешало басисту и автору текстов Стиву Харрису рискнуть гневом адвокатов Герберта и напичкать трек отсылками на Квисатц Хадераха и Гом Джаббар. Не случайно Арик Ропер создал для "To Tame A Land" обложку, где на фоне пустынного пейзажа изображен маскот Iron Maiden Эдди в образе Пола Атрейдеса, увещевающего за собой толпу учеников.

Другие поклонники "Дюны" были столь же откровенны. Песня группы Blind Guardian Blind Guardian "Traveler In Time" 1990 года начинается со строчки "Dune's Morning Sun", а затем повествует о Поле Атрейдесе, ведущем Фрименов на священную войну против своих врагов. Думстеры Sandriders назвали себя в честь Наездников, умеющих оседлать гигантских песчаных червей и сёрфить по пустыне.

Французские стоунеры Wormsand тоже обязаны Герберту своим названием, а группа Necropanther написала целый концептуальный альбом "Eyes Of Blue Light", вдохновленный историей "Дюны". Но этой вселенной вдохновлялись не только металлисты — канадская исполнительница электронной музыки Граймс в своем дебютном альбоме 2010 года "Geidi Primes" в значительной степени опиралась на события "Дюны".

Некоторые отсылки в творчестве музыкантов не настолько очевидны. Пионеры металкора Shai Hulud позаимствовали свое название у Фрименов, называвших так песчаных червей. Название EP группы Fear Factory Fear Factory "Fear Is The Mindkiller" (Страх убивает разум) цитирует высказывание адептов могущественного женского сообщества Бене Гессерит. Adam Jones Адам Джонс из Tool Tool отмечает некоторое влияние книг Герберта на альбом 2019 года Fear Inoculum.

Не случайно музыканты из более экспансивной части спектра металла тяготеют к вселенной "Дюны". Дэн Бриггс, басист Between the Buried and Me Between The Buried And Me, недавно выпустил вдохновленный "Дюной" альбом "The Chord of Living Flesh" в рамках своего сольного проекта Nightmare Scenario.

Бриггс не просто прикоснулся к широко известным темам "Дюны", но использовал реальные песни и стихи Гурни Халлека — персонажа первой книги серии.

Музыкант рассказывает:

Я был примерно на середине романа, когда встретил слова: "Смеркается… время настало костра. Ясное солнце кануло в реку тумана". Они таяли, пока я их читал, я услышал мелодию и написал ее в тот же день

Хоть Бриггс и знал об этой книге с детства, так как его отец любил читать фантастику, он говорит, что отчасти именно пандемия вдохновила его погрузиться в мир Герберта:

Я начал это путешествие в самом начале пандемии и просто погряз в этом мире. Ее медитативная природа, самосознание, глубокая проработка персонажей, изображение наркотика Спайса, связь с природой и всем живым — это была не просто книга, а мощная сила, зарывающая тебя глубоко в песок. Преодолевая вызванное пандемией тревожное состояние, я возвращался к строчкам из книги, записанным у меня телефоне — "Литании против страха" [мантра в книге, укрепляющая решимость персонажей перед лицом опасности или потрясения]. Мне кажется, что "Дюна" гораздо больше, чем научно-фантастическое космическое приключение

Может, мы и достигли пика Дюны, но даже с учетом успеха многомиллионного блокбастера, сложная мифология и философские идеи саги никогда не смогут оказать на металл такое же влияние, как "Звездные войны" или грандиозное фэнтези "Властелин колец" (привет Amon Amarth Amon Amarth, Gorgoroth Gorgoroth, Cirith Ungol и еще 7000 групп). Но для определенного типа музыкантов, предпочитающих эзотерическое, экологическое и философское, а не жанр b-movie, "Дюна" остается вечным ориентиром.

Виктор Векарт считает:

"Дюна запоминается благодаря своему масштабу и мистической составляющей. В ней есть магия, которая идеально сочетается с металлом"

Источник: https://www.loudersound.com/features/the-desert-sessions-how-dune-became-metals-favourite-sci-fi-epic

Кинематограф
Iron Maiden
Sleep
Blind Guardian
0
  1610
  0

Комментарии

CTRL+ENTER = Отправить комментарий