dev stack:

История Frumpy

Германия
Группа
1969 Ноябрь / Настоящее время
85.95
0

История Frumpy

История этой немецкой рок-группы началась в городе Гамбург, Германия, который, в силу исторических и торговых традиций, был очень сильно связан с Британией. Дело в том, что к концу 60-х годов (т.е. к моменту зарождения западно-германского прогрессивного рока) подавляющее большинство гамбургских групп (Blackwater Park, Virus, Weed, Zarathustra) находилось под большим влиянием англо-американского рока. Это в полной мере относится и к группе Frumpy.

В то время в Гамбурге, под управлением ирландца О'Браян-Докера творила группа The City Preachers, состоящая почти из дюжины музыкантов. Четыре года они играли довольно приятную смесь англоязычного фолка, пока в 1969 году не задули над той частью Германии, которая ранее называлась ФРГ, тяжелые ветры прогрессивных перемен.

Первым из "проповедников" (а именно так звучит перевод названия The City Preachers - "Городские проповедники"), державших нос по ветру, стал барабанщик Карстен Бонн (Carsten Bohn Bandstand). Он решил, что хватит исполнять слащавые песенки и пора делать собственную нетленную музыку.

Осенью 1969 года он покинул The City Preachers и уговарил еще троих музыкантов сделать то же самое. Пока он осуществлял идею создания собственной группы, две вокалистки из состава The City Preachers - Инга Румпф и Дагмар Краузе (ставшая позже известной, но на ниве альтернативного рока) успели поучаствовать в разовом проекте под названием ID Company и даже записать раритетный ныне альбом с идентичным названием.

К ноябрю 1969 года состав новоиспеченной группы под названием Frumpy выглядел так: Карстен Бонн (ударные), Карл-Хайнц Шотт (бас-гитара), Жан-Жак Кравец (клавишные), а через несколько недель в состав влилась Инга Румпф (вокал).

Зима прошла в сплошных репетициях и весной 1970 года настала пора вынести свои музыкальные соображения на суд публики. Для начала музыканты решили подстраховаться на случай провала и выступать подальше от Гамбурга, а именно на родине органиста Кравеца - во Франции. Обкатка программы прошла весьма успешно: публика была довольна, а критика благосклонна.

Вскоре настала очередь Frumpy вынести на суд местной германской молодежи плоды своего творчества и в конце марта музыканты выступили на фестивале в гамбургском Ernst Merck-Halle. Музыкальная пресса не оставила без внимания это событие и особенно выделила игру органиста Кравеца, а также мощь вокала Инги Румпф, назвав ее "Первой Леди Рока".

На возрастающей волне успеха был заключен контракт на проведение пятидесяти концертов по всей Германии вместе с английской хард-роковой группой Spooky Tooth, которая, естественно, была хэдлайнером. Впоследствии группа Frumpy гастролировала со многими столпами британского рока, посещавшими Германию: Humble Pie, Renaissance, Yes.

В результате, к концу лета 1970 года был подготовлен и обкатан материал для первого альбома группы, который не заставил себя долго ждать, и уже осенью первые экземпляры All Will Be Changed появились в продаже.

Альбом содержал пять треков и стал образцом западно-германского прогрессивного рока тех времен, хотя был и не совсем ровным по содержанию - три короткие, но довольно любопытные трехминутные композиции: Life Without Pain и Morning, выходившие также в формате сингла, и кавер-версия песни Ричи Хэйвенса - Indian Rope Man, неоднократно исполнявшаяся до этого другими музыкантами. Две другие - долгоиграющие (14 и 16 минут) сюиты из трех плавно перетекающих одна в другую частей.

По музыке альбом представлял собой уникальную, причудливую и незнакомую до этого германским группам смесь рока, блюза, джаза, соул с привкусом классической европейской музыки. Базовый инструмент саунда - Хаммонд-орган с отличительно теплым тембром. Хотя также надо отдать должное и выразительному басу и изощренному барабанному соло, но именно яркие и продолжительные органные пассажи были новаторскими для германской рок-сцены того периода.

Ко всему прочему, альбом был записан без ведущей гитары, что было в те времена явлением крайне редким, а на германском рок-музыкальном рынке это, пожалуй, было сделано впервые, за исключением нескольких альбомов электронщиков-минималистов. И, конечно же, венцом этого коллективного творения явился мощный и глубокий женский вокал, который как бы возвышался над музыкой и с одинаковой чувственностью исполнял черный американский соул, рок-баллады, психоделические выверты и приджазованные номера. Оформление альбома было довольно оригинальным: на фронтальной и обратной сторонах обложки был изображен ползущий разноцветный хамелеон, на коже которого проступало изображение земных материков и океанов, а при извлечении пластинки из конверта появлялось и изображение группы. Непосредственно сам винил был полупрозрачным и на нем дублировалось изображение хамелеона с внешнего разворота.

Но надо было двигаться дальше и в 1971 году, подготовив материал для своего второго альбома, Frumpy решили усилить состав и расширить музыкальную палитру с помощью нового (пятого) члена группы - гитариста Райнера Бауманна. Альбом под названием Frumpy 2 имел эффектное оформление: конверт был круглым с шестью разворотами (с пятью фотопортретами) и вкладывался в круглый пластиковый пакет. Сама же пластинка была многоцветной.

А вот музыка, представленная на этом альбоме, была уже совсем иной. Четыре тяжелые продолжительные сюиты (авторский тандем Румпф/Кравец) продемонстрировали более продуманный и отточенный прогрессивный рок с часто меняющимися ритмическим рисунком и темпом, хотя с теми же классическими обертонами, а гитарные партии были вплетены в живую музыкальную ткань альбома. Если на первых двух треках - Good Winds, с красивой романтично-сказочной лирикой, и How The Gipsy Was Born - тон, как и прежде, задавал Хаммонд-орган, а гитарист лишь дополнял легкими мазками картину музыкальной композиции, то на двух следующих Райнер Бауманн своими развернутыми инструментальными пассажами внес существенный вклад в создание нового, более мощного и плотного саунда Frumpy.

В результате альбом получился ровным и монолитным. Музыкальные критики наперебой доказывали: германский прогрессивный рок ничуть не уступает международным стандартам. Журнал Music Express объявил Frumpy популярнейшей немецкой рок-группой, а вокалистка Инга Румпф, согласно музыкальной газете Faz, победила в номинации "самый большой талант страны". Это был пик популярности Frumpy в Германии. Возможно, что в тот момент музыкантам показалось, что еще чуть-чуть и под их мощным напором не устоят и британские масс-медиа.

В сентябре 1971 года, форсировав Ла-Манш, Frumpy отправились на гастроли в Великобританию с местной глэм-роковой командой Mott The Hoople. Но то ли музыка у групп была слишком разной, то ли музыкальные пристрастия у англичан были другие, но в результате немецкую группу не поняли и не приняли в Соединенном Королевстве. И хотя в своей стране Frumpy были фаворитами, мечты о международной славе пришлось на время отложить. И как часто бывает в подобных ситуациях, дремавшие до этого творческие разногласия тут же дали о себе знать. Кравец настаивал на том, чтобы продолжать разрабатывать золотую жилу второго альбома, несмотря на то, что данный альбом так и не достиг большого успеха на международном музыкальном рынке. Остальные же музыканты активно против этого возражали. В конце концов, творческий союз дал трещину и в начале весны 1972 года их музыкальные пути разошлись, но, как оказалось, совсем ненадолго.

Жан-Жак Кравец с помощью своих друзей воплотил свои музыкальные пристрастия в сольном одноименном альбоме Jean-Jaques Kravetz (1972), а Инга Румпф не отказала ему в просьбе и исполнила вокальную партию на одном из пяти его треков. Между тем Frumpy тоже не теряли времени даром и засели в студии, благо материал для очередного альбома к этому времени был уже частично готов и достаточно отшлифован на концертах. Помочь с клавишами попросили известного в прогрессивных кругах музыканта Вольфа-Рудигера Улига - бывшего лидера Murphy Blend и Hanuman. Хотя ближе к завершению звукозаписывающих сессий Жан-Жак Кравец вернулся в коллектив и даже успел сыграть в паре песен.

В мае 1972 года вышел третий альбом By The Way, с какой-то невнятной обложкой, но зато с плакатом внутри. Музыка вновь была другой: мощный, напористый высококачественный хард-роковый мэйнстрим с массой различных гитар и как всегда неподражаемым вокалом; да и техническое мастерство исполнителей к этому времени явно выросло. Широкий репертуарный диапазон шести песен, включая и душещипательные блюз-роковые баллады (Singing Songs - с очень личной лирикой, и Release - с вечной темой одиночества в густонаселенных странах), и красивый соул с великолепными гитарными запилами (Keep On Going), и рояльно-шустрый рок-н-ролл (Goin' To The Country), и композицию с сильным ближневосточным влиянием (I'm Afraid, Big Moon). Лишь титульный трек - By The Way - слегка напоминал непростые музыкальные конструкции предыдущего альбома.

Итак, очередной альбом был выпущен и музыканты снова были вместе. Кроме того, популярность и все сопутствующие ей атрибуты тоже были налицо. Казалось бы, чего еще желать? Но Frumpy не покидала мечта о несостоявшемся международном успехе. Лидерство в группе стало постепенно переходить к Инге Румпф. Межличностные трения усиливались, и летом 1972 года Frumpy официально заявили о разводе.

Распад группы прошел шумно и с помпой. Была объявлен "последний концерт" Frumpy, правда совсем с другим гитаристом, так как Райнер Бауманн решил собрать свою команду, не дожидаясь официальных церемоний. Его заменил малоизвестный Томас Кречмер. Музыкальная пресса Германии была в трауре и опубликовала следующий некролог: "После трех альбомов, двух синглов и бесчисленного количества концертов на родине и за ее пределами, любимое музыкальное чадо страны окончило свое существование в возрасте трех лет в августе 1972 года".

В качестве эпитафии поклонники группы получили в январе 1973 года двойной концертный альбом Live со свидетельством "живых" выступлений Frumpy в период с декабря 1971 по апрель 1972 года. На альбоме было семь треков, записанных на площадках Гамбурга, Белефельде и Бюнде. Здесь можно услышать всю звуковую гамму их сценических возможностей. Хотя костяк двух пластинок составили композиции из второго и третьего альбомов, продолжительные импровизации и различные аранжировки сделали студийные и концертные версии порой трудно сопоставимыми. И если качество звукозаписи оставляло желать лучшего, то это с лихвой компенсировалось невероятной музыкальной удалью, феноменальным хрипловатым и неистовым женским вокалом и наличием двух блюзовых треков, не издававшихся ранее на студийных альбомах.

Первый из них - Backwater Blues - классическая блюзовая композиция из репертуара королевы блюза Бэсси Смит, на которой Румпф продемонстрировал свою способность исполнять чёрный блюз в аутентичной манере. Второй - оригинальный тяжелый одиннадцатиминутный блюзово-прогрессивный номер To My Mother. В музыкальном наследии Frumpy имеется еще пара концертных треков, записанных в марте 1970 года (еще до выхода первого альбома) на фестивале в Гамбурге и включенных в концертный сборник Pop & Blues Festival 1970.

Осенью 1972 года пути бывших участников группы Frumpy расходятся. Идейный вдохновитель Frumpy - барабанщик Карстен Бонн - в дуэте с другим барабанщиком - Вольфгангом Линднером (экс-Tomorrow's Gift) - под именем Lindner & Bohn записал экстравагантный альбом, а чуть позже уже вместе с Томасом Кречмером образовал команду Dennis, которой, впрочем, хватило лишь на один альбом.

Трое оставшихся - Румпф, Кравец и Шотт плюс двое бывших членов джаз-роковой группы Emergency - практически сразу же организовали супер-группу с броским названием Atlantis и предприняли еще одну отчаянную попытку прорваться на международный музыкальный рынок.

А в 1989 году Румпф, Краветц и Бонн предприняли еще одну попытку возродить Frumpy и записали альбомы Now! (1990) и News (1991). Но за прошедшие годы музыкальные вкусы широкой аудитории значительно изменились и возвращение германских рок-монстров на большую сцену прошло без особого шума, хотя все четыре альбома Frumpy в первой половине 90-х годов были переизданы на CD германской фирмой Repertoire Records. Группа окончательно распалась в 1995 году, выпустив напоследок еще один концертный альбом Live - Ninetyfive.

Creative Commons By-SA License

Дискография/альбомы