dev stack:
Британия
Группа
1967 / Настоящее время
0
0

История The Aynsley Dunbar Retaliation

Aynsley Dunbar Retaliation (Великобритания) Стиль - blues/blues-rock

Первоначальный состав:

Victor Brox - vocal/keyboards/guitar/cornet

Jon Morshead - guitar

Keith Tillman - bass

Aynsley Dunbar - drums

Коллектив AYNSLEY DUNBAR RETALIATION не снискал славы героев Британского Блюзового Бума 60х годов, оставаясь большую часть времени в тени более именитых коллег по сцене. Тем не менее, их вклад в развитие жанра оказался весьма весомым, чего, возможно, не видно на первый взгляд.

Лидер и основатель группы, барабанщик Энсли Данбар (Aynsley Dunbar), родился 10 января 1946 года в Ливерпуле, Англия. На своем инструменте молодое дарование начало тренироваться в 11 лет и уже спустя некоторое время он оказался в кругу местных джазовых музыкантов. В первую профессиональную группу LEO RUTHERFORD Энсли попал в 15 лет, после чего пару лет скитался по самым разным джазовым командам. Так было до тех пор, пока звуки рока и ритм енд блюза не привлекли юного барабанщика - в 1963 году Данбар начинает свое "путешествие" по рок коллективам. На его пути появляются такие имена как DERRY WILKIE & THE PRESSMAN, THE FLAMINGOS, EXCHECKERS, STU JAMES & THE MOJOS... Так длилось до поры до времени, пока Данбар не оказался в довольно необычной для себя обстановке, а именно в блюзовом кругу Джона Мейелла (John Mayall). В 1966 году BLUESBREAKERS быстро и уверенно обретали статус одной из лучших групп Британии. Несмотря на уход Эрика Клептона (Eric Clapton) коллектив с помощью Питера Грина (Peter Green) входил в свою "золотую эпоху". Энсли Данбару посчастливилось оказаться в нужном месте в нужное время. А разве можно по-другому охарактеризовать участие в записи ныне уже классической пластинки "A hard road", работу с легендами американского блюза - Paul Butterfeild, Eddie Boyd... Про многочисленные удачные выступления наверняка можно написать отдельную книгу. Таким образом, в 1967 году Данбар приобрел статус одного из лучших драммеров Британии и с уверенностью в своем будущем покинул BLUESBREAKERS. Однако перед тем как собрать свой собственный ансамбль он принял участие в нескольких очень интересных проектах. В начале он стал участников первого состава JEFF BECK GROUP, команды, которая со временем наделала ни мало шума на Английской сцене. Затем последовала идея создания супер группы. Оба проекта так и остались без названия, однако их состав заставит трепетать сердце любого истинного меломана. Rod Stewart, Peter Green, Jack Bruce с одной стороны (после них осталась запись Stone crazy) и Keith West, Steve Howe, Hicky Hopkins, Ronnie Wood с другой (результат их студийной работы вышел на сборнике Кита Уэста "Excerpts from Keith West - groups and sessions 65-74").

Но как мы уже обмолвились ранее, все это стало лишь логичной ступенькой к последующему проекту - группы AYNSLEY DUNBAR RETALIATION. И здесь Энсли несказанно повезло. Кроме того, что он заполучил трех очень одаренных музыкантов, состав оказался еще и на удивление стабильным. Во всяком случае, если не считать скорой замены Кита Тилмана (Keith Tillman) на Алекса Дмочовски (Alex Dmochovski). Тем не менее, "теневым" лидером новой группы (Энсли таковым был лишь формально) стал не басист и даже не гитарист. Им выступил безмерно талантливый певец, мульти инструменталист и композитор Виктор Брокс (Victor Brox). Дебютная работа появилась в 1968 году и называлась просто - "Aynsley Dunbar Retaliation". Первую сторону пластинки открывает интересная композиция Watch'n'chain, которая была выполнена скорее в психоделическом, нежели блюзовом ключе. Свист и магическая перкуссия в сопровождении голоса Брокса оставляют незабываемое ощущение. Полностью оценить вокальные данные Виктора можно уже в следующей вещи - My whiskey head woman. Пронзительный медленный блюз примечателен еще и потрясающей сольной партией Брокса на корнете. Оставшиеся четыре композиции с первой стороны выполнены в духе прямолинейного блюза, довольно качественного для группы дебютанта.

Все лучшее с первого альбома было припасено для второй стороны. Sage of Sidney street и Mutiny - мощные инструментальные композиции, которые в полной мере раскрывают талант всех участников ансамбля, и в первую очередь, конечно, способности самого Данбара. Между же двумя джаз-роковыми вещами оказался спрятан известный блюз Перси Мейфилда (Percy Mayfield) Memory of pain. Обычно эту песню исполняют в хард-роковом ключе, благодаря довольно изысканному рифу. Группа Данбара отличилась, и "сделала" мягкий лирический блюз, не забыв при этом про знаменитый гитарный риф.

Довольно быстро AYNSLEY DUNBAR RETALIATION стала одной из самых популярных групп Британии. На концертах они делили сцену со многими известными коллективами того времени. Вскоре ансамбль почетно занял место одной главных групп Блюзового Бума, но, тем не менее, уступал лидерам направления - BLUESBREAKERS, FLEETWOOD MAC, TEN YEARS AFTER.

1969 год стал самым богатым на блюзовые работы с Туманного Альбиона. И наши герои попытались не ударить в грязь лицом, выпустив сразу два студийных альбома - "Doctor Dunbar's prescription" и "To mom from Aynsley and the boys". Пластинки получились весьма разные, как с точки зрения самой музыки, так и ее качества. "Prescription" открывал ударный блюз-роковый номер Change your low down ways, довольно энергичный, но в целом тривиальный. И именно тривиальность стала главной проблемой пластинки. Исполнение, подборка и компоновка материала выше всяких похвал. Но вот духа эксперимента им явно не хватало. В то время как TEN YEARS AFTER, STEAMHAMMER, SAVOY BROWN пытались расширить границы жанра благодаря заимствованиям из джаза, фолка и раннего прогрессивного рока наши герои записали прямолинейный блюз-роковый альбом. Тем не менее, работа достойна внимания, а такие вещи как The fugitive, Till your lovin' makes me blue, Tuesdays's blues вполне могут считаться классикой жанра. К слову, еще стоит отметить, что в исполнении медленных блюзов им на Британской сцене практически не было равных, разве что PETER GREEN'S FLEETWOOD MAC. В середине года в состав был добавлен пятый участник - клавишник Tommy Eyre, карьера которого только начинала набирать обороты. С его помощью, а вернее с помощью мощных и одновременно изысканных партий "хаммонда", в музыке группы начали появляться элементы прогрессивного рока. В частности, довольно необычно звучат такие вещи с третьего альбома как Let it ride, Unheard и Leaving right away. Пластинка в целом получилась сбалансированная, почти идеальная - выского качества жесткие блюз-роковые номера Run you off the hill и Down, down, down, захватывающие медленные блюзы - Journey's end и Don't take the power away. Все это позволяет назвать работу самой сильной в дискографии группы.

Выступление в Бельгии на Amougies Festival в октябре 69го стало знаковым для группы. Энсли Данбар познакомился с Френком Заппой (Frank Zappa), который сразу предложил заняться совсем иной музыкой. И если в состав группы Заппы Данбар войдет чуть позже, то вот причины отказа от исполнений классического блюза в составе RETALIATION вполне очевидны. Поэтому необходимо признать довольно парадоксальный факт. Группа его имена продолжила существовать некоторое время без Энсли, а он в свою очередь возглавил (опять же лишь формально) новый проект BLUE WHALE.

Виктор Брокс очевидно не хотел распада группы, у которой уже было громкое имя, плюс контракт на выпуск альбома. Видимо под предлогом исполнения контрактных обязательств и был выпущен LP "Remains to be heard". Точнее про работу было сказать следующим образом - одна сторона, это работа RETALIATION, вторая же - сольное творение Брокса вместе со своей супругой Аннет (Annette Brox).

Лишь четыре вещи были записаны в составе группы, но как ни странно они вовсе не звучат, как outtakes с различных студийных записей. Это очень качественный блюз-рок, причем вещи Invitation to a lady и особенно Blood on your wheels, пожалуй, лучший материал, созданный группой. Вязкий, жесткий блюз-рок с активной гитарой и резким "хаммондом". Несомненно, обязательные записи для любителей тяжелого блюза. Оставшиеся шесть песен - это в основном акустический блюз, сыгранный в одиночку Виктором Броксом с небольшой помощью его жены. Этот материал скорее на любителя, но он наглядно демонстрирует неисчерпаемый талант Брокса, как блюзового исполнителя.

Новый проект Данбара оказался тоже довольно любопытным, но и одновременно таинственным - доподлинно неизвестно был ли это сольный альбом, или попытка собрать новую группу. Из RETALIATION остался лишь Tommy Eyre, зато новые участники подобрались по истине великолепные - Ivan Zagni (ex-JODY GRIND), Roger Sutton (future-RIFF RAFF), Peter Freidberg, Charles Greetham и другие. Но теневым лидером, как Брокс в RETALIATION, выступил вокалист и композитор Пол Уильямс (Paul Williams). 4 из 5 песен были написаны и исполнены им, более того материал получился очень разноплановым. Музыка варьировалась от блюз-рока (Willing to fight) до джаз-рока (It's yoyr turn) и прогрессивного рока (Goin' home) с легкостью короткого шага. Главным украшением настоящего шедевра стала 15-минутная версия Willie the pimp Френка Заппы. Сложно описать невероятные ходы и приемы музыкантов, глубокий голос Уильямса, невероятный джемовый угар всех участников записи… Единственный и серьезный недостаток, это довольно слабое качество записи. Но даже несмотря на плохой звук работа заслуживает наивысшей оценки.

На этом история группы заканчивается, чего нельзя сказать про карьеру Энсли Данбара. Затем последовала игра в группах Френка Заппы и Девида Боуи, работа с замечательным прог-роковым коллективом JOURNEY, участие в JEFFERSON STARSHIP... Имя Энсли навсегда вписано в историю рок музыки. И группа RETALIATION стала одним из самых значимых этапов на этом долгом пути к рок олимпу.

ДИСКОГРАФИЯ

1968 Aynsley Dunbar Retaliation (Liberty) 8/10

1969 Doctor Dunbar's Prescription (Liberty) 7/10

1969 To Mom From Aynsley And The Boys (Liberty) 9/10

1970 Remains To Be Heard (Liberty) 8/10

Как Aynsley Dunbar:

1970 Blue Whale (Warner bros) 10/10

Creative Commons By-SA License