dev stack:

Биография Nat Adderley

США
Музыкант
25 Ноя 1931 — 02 Янв 2000
0
0

Биография Nat Adderley

Натаниэль (Нэт) Эддерли – талантливый джазовый композитор и, прежде всего, корнетист и трубач, блестяще исполнявший хард-боп и ставший одним из пионеров соула - родился 25 ноября 1931 года. Большая часть его карьеры прошла в тени более известного старшего брата – Джулиана «Кэннонболла» Эддерли, однако на самом деле творчество и оригинальный стиль самого Нэта ставят его в один ряд с лучшими джазовыми музыкантами второй половины ХХ века.

Нэт родился в Тампе во Флориде, а вырос в городе Таллахасси, где его родители преподавали в университете. Отец Эддерли в молодые годы сам профессионально играл на трубе и сначала передал свой инструмент Джулиану, а тот, когда перешёл на альт-саксофон, в свою очередь, вручил трубу младшему брату. В начале сороковых Джулиан и Нэт уже выступали в местных любительских коллективах и какое-то время работали с Рэем Чарльзом.

Нэт успел получить прекрасное образование: в Университете Флориды он изучал социологию и музыку (как вторую специальность). Параллельно он продолжал набирать исполнительский опыт и в 1950 году переключился на корнет, который навсегда стал его основным инструментом. С 1951 по 1953 годы Нэт служил в армии, играя в военном бэнде под руководством брата. Побывав в Корее и благополучно вернувшись домой, Нэт решил продолжить учиться, чтобы стать преподавателем. Однако учёбу прервало появление Лайонела Хэмптона, который приехал в университет с концертом. Уверенный в себе молодой трубач не смог отказаться от возможности поиграть перед мастером, а тот, оценив его талант, сразу пригласил к себе. В течение 1954-1955 годов Нэт оставался в оркестре Хэмптона и гастролировал с ним по Европе.

Вернувшись, он вновь собрался реализовать свою идею стать преподавателем, но вмешался очередной случай: оба брата Эддерли как-то заглянули в Café Bohemia в Гринвич Вилладж, где тогда играл Оскар Петтифорд, и на этот раза оба не отказались от подвернувшейся возможности показать себя. И всего одного их появления на сцене хватило, чтобы впечатлить знатоков и дать начало блестящей карьере. Братьям стали поступать предложения различных ангажементов, и Нэт уже в том же году сделал свою дебютную запись.

В результате браться вместе переехали в Нью-Йорк и в 1956 году создали свою боповую группу Cannonball Adderley Quintet. Несмотря на несколько хороших записей, большой популярности Эддерли не добились и распустили коллектив уже в следующем году. После этого Нэт несколько лет успешно играл с тромбонистом Джеем Джеем Джонсоном, а затем в секстете Вуди Германа. Тем временем Кэннонболл шагнул на ступеньку выше, записавшись с Майлсом Дэвисом и Джоном Колтрейном на альбоме Kind of Blue.

И когда в 1959 году Кэннонболл вновь организовал с Нэтом уже новую группу Cannonball Adderley Quintet, то на этот раз добился шумного успеха – во многом благодаря собственной возросшей популярности, а в какой-то степени – благодаря их очень удачному первому хиту, This Here, который написал их пианист Бобби Тиммонс. Музыка, которую исполнял квинтет, была стала очень востребованной. В ней чувствовалось всё больше соула – собственно, именно коллектив Эддерли и считается одним из основателей этого направления в джазе. Новый стиль, который создавали братья, характеризовали простые гармонии, «весомое» ощущение блюза, цепкие мелодические риффы и отголоски госпела. Собственной главной целью соул-джаза было вернуть слушателям более простую, захватывающую, радующую и понятную музыку, традиции которой и шли из блюза и госпелов.

Тем не менее и Кэннонболл, и Нэт, и остальные участники группы так же блестяще играли и хард-боп – работы в этой стилистике составляли примерно половину репертуара квинтета и особенно ярко показывали виртуозное мастерство братьев, звучание каждого из которых идеально оттеняло другого. В целом, получался идеальный микс для творчества: соул вёл музыкантов навстречу публике, а хард-боп провоцировал развиваться самим и позволял каждому продолжать свой индивидуальный стилистический поиск. И Нэт Эддерли играл практически ключевую роль в формировании уникального формата коллектива: на протяжении всех шестидесятых годов он был и солистом, и композитором, и менеджером квинтета своего брата. Успевая заниматься деловой стороной, Нэт написал некоторые из главных хитов группы – хард-боповую Work Song, его самую узнаваемую композицию, которую он называл своей «соцстраховкой», а также ставшие стандартами Jive Samba с танцевальным ритмом, Hummin', Sermonnette и The Old Country. В мелодиях Нэта как раз и соединялись элементы хард-бопа и соула, раскрывая его талант как разностороннего композитора с открытым и прогрессивным видением.

Как солист Нэт также сочетал в своем исполнении лучшее из обоих стилей. Он прекрасно импровизировал и на простых мелодиях, создавая «соул-ощущение», и с тем же успехом мог технически экспериментировать более радикально, демонстрируя высочайшее «боперское» мастерство. Как раз в начале-середине шестидесятых Нэт был на пике своей формы – он не боялся рисковать, часто и быстро забирался в экстремальные регистры, нехарактерные для корнета, играя ниже обычного диапазона или невероятно высоко, а затем возвращаясь к обычному звучанию.

Оставаясь в каком-то смысле «фундаментом» группы своего брата, благодаря своей стилистической и технической свободе Нэт Эддерли успевал параллельно работать со множеством других ансамблей. Он часто записывал свои собственные композиции как лидер, собирая «одноразовые» сессионные составы – среди его сайдменов были такие выдающиеся музыканты, как Кенни Кларк, Уэс Монтгомери, Уолтер Букер и, конечно, его брат Кэннонболл.

В 1966 году Нэт принял участие в съемках фильма A Man Called Adam, «музыкально дублируя» игравшего роль трубача популярного актёра Сэмми Дэвиса-младшего. Позднее он начал писать вместе с братом мюзикл Shout Up a Morning, основанный на похождениях фольклорного персонажа Джона Генри, однако проект остался не закончен: в 1975 году Кэннонболл Эддерли скоропостижно скончался от инсульта. Знаменитый квинтет распался, и музыканты занялись каждый своей карьерой.

Для Нэта Эддерли смерть брата стала настоящим шоком – и моральным, и творческим. Кэннонболл действительно был его самым лучшим, самым надёжным партнёром, и на тот момент их карьеры переплелись настолько тесно, что Нэту необыкновенно сложно было найти своё новое место, обрести новые цели. В попытке справиться с этой внутренней растерянностью и с потерей единственный теперь Эддерли сделал лучшее, что мог – стал работать настолько много, насколько было возможно. Он активно гастролировал по Европе, выступая на различных концертах и фестивалях в качестве хедлайнера, совершил небольшое турне в Японию, а затем вернулся в Штаты, где наконец стал преподавать в Гарвардском университете. Параллельно Нэт продолжал выступать и записываться со своим собственным квинтетом, в состав которого долгое время входили басист Уолтер Букер, барабанщик Джимми Кобб, а также саксофонист Винсент Херринг. И вскоре его имя стало не менее известным и уважаемым в мире джаза, чем имя его старшего брата.

Позднее Нэт часто работал с такими музыкантами, как Рон Картер, Сани Форчун, Джонни Гриффин, Антонио Харт. Он также организовал секстет Adderley Brotherhood (Братство Эддерли) – «трибьютный» коллектив из бывших членов квинтета Кэннонболла, с которым успешно гастролировал в Европе в 1980 году. В 1986-м он вернул к жизни мюзикл Shout Up a Morning, а в течение следующей декады сотрудничал с Paris Reunion Band и Riverside Reunion Band – боповой группой, организованной на джазовом фестивале в Монтерее в 1993 году и выступавшей в Европе в 1994-м.

В последние годы жизни Нэту Эддерли особенно нравилось гастролировать – он уже понял, что за пределами Штатов, в Европе и особенно в Японии публика значительно восприимчивей, и джаз ценят гораздо выше. Практически полгода он обычно проводил в различных турах, а вторые полгода – дома в Лейклэнде, сочиняя и записывая музыку. В 1997 году Нэт стал штатным преподавателем колледжа Florida Southern College, где, помимо прочего, учредил детский джазовый фестиваль Child of the Sun Jazz Festival. В том же году музыкант был введён в Зал джазовой славы в Канзас-сити.

Хотя с годами его техническое мастерство стало ослабевать, а диапазон потерял уникальную широту, Нэт продолжал записываться практически до последних лет жизни. Музыкант умер от осложнений от диабета в январе 2000 года.

Нэт Эддерли был не только новатором-стилистом, развивавшим и популяризировавшим элементы соул-джаза. Он был и великолепным сессионным музыкантом, который за свою карьеру участвовал в записи более 100 альбомов. И главное, его уникальный «голос» на корнете помог развенчать предубеждение, что этот инструмент не очень-то вписывается в стилистическую парадигму современного джаза. Нэту нравилось чуть более «тёмное», по сравнению с трубой, звучание корнета, и, хотя в начале карьеры на него большое влияние оказал Майлс Дэвис, корнетист затем нашёл «свой звук» – богатый, «рельефный», «земной», который стал его визитной карточкой и который невозможно было воспроизвести на трубе. Кроме того, Эддерли вдохновляла история, которая стояла за корнетом – инструментом джазовых «отцов-основателей» Нового Орлеана.

Сам же Эддерли вдохновлял и продолжает вдохновлять слушателей своими азартными, иногда почти хулиганскими, рвущими воздух соло, красивыми мелодиями и чистыми, понятными, заразительными эмоциями.

Creative Commons By-SA License