dev stack:

Биография Billy Strayhorn

США
Музыкант
29 Ноя 1915 — 31 Май 1967
0
0

Биография Billy Strayhorn

Уильям Томас Стрэйхорн (William Thomas Strayhorn; 29 ноября 1915 – 31 мая 1967) – американский джазовый композитор, пианист, автор текстов и аранжировщик, который почти три десятилетия сотрудничал с руководителем оркестра и композитором Дюком Эллингтоном. Среди его композиций «Take Тhe “A” Train», «Chelsea Bridge», «A Flower Is А Lovesome Thing» и «Lush Life».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Стрэйхорн родился в Дейтоне (штат Огайо, США). Вскоре его семья переехала в район Хоумвуд в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Однако семья его матери была родом из Хиллсборо (штат Северная Каролина), и она отправила его туда, чтобы защитить от пьяных выходок отца. Стрэйхорн провёл много месяцев своего детства в доме своих бабушки и дедушки в Хиллсборо. В интервью Стрэйхорн говорил, что его бабушка оказывала на него основное влияние в течение первых десяти лет его жизни.

Живя с ней, он заинтересовался музыкой, исполняя гимны на её пианино и проигрывая пластинки на её проигрывателе «Victrola». Стрэйхорн вернулся в Питтсбург, ещё учась в начальной школе. Он подрабатывал случайными заработками, чтобы заработать достаточно денег на покупку своего первого фортепиано, и брал уроки у Шарлотты Энди Кэтлин. Он учился в средней школе Вестингауза (позже в ней учились Эрролл Гарнер и Ахмад Джамал).

Он играл в школьном оркестре и учился у Карла МакВикера, который также обучал джазовых пианистов Эрролла Гарнера и Мэри Лу Уильямс. В Питтсбурге он некоторое время изучал классическую музыку в Питтсбургском музыкальном институте, где он написал школьный мюзикл и сформировал музыкальное трио, которое ежедневно выступало на местной радиостанции, и, ещё будучи подростком, он сочинил (с текстами песен) песни «Life Is Lonely» (позже переименованную в «Lush Life»), «My Little Brown Book» и «Something Тo Live For». К 19-ти годам он писал для профессионального мюзикла «Fantastic Rhythm».

Хотя классическая музыка была первой любовью Стрэйхорна, его стремление стать классическим композитором было сорвано суровой реальностью чернокожего человека, пытающегося добиться успеха в классическом мире, который в то время был почти полностью белым. Затем, в возрасте 19-ти лет, Стрэйхорн познакомился с музыкой таких пианистов, как Арт Татум и Тедди Уилсон. Художественное влияние этих музыкантов привело его в царство джаза, где он оставался там до конца своей жизни.

Его первое знакомство с джазом было в группе под названием «Mad Hatters», которая играла в Питтсбурге. Однокурсники Стрэйхорна, гитарист Билл Эш и барабанщик Микки Скрима, также повлияли на его переход к джазу, и после 1937-го года он начал писать аранжировки для Питтсбургской танцевальной группы Бадди Мэлоуна. Впервые увидев игру Дюка Эллингтона в Питтсбурге в 1933-ем году, Стрэйхорн познакомился с ним в декабре 1938-го года после его выступления.

Сначала он объяснил, а затем и показал руководителю оркестра, как бы он аранжировал одно из собственных произведений Дюка. Эллингтон был настолько впечатлён, что пригласил других участников группы послушать Стрэйхорна. В конце визита он договорился со Стрэйхорном о встрече с ним, когда окестр вернётся в Нью-Йорк. Стрэйхорн работал на Эллингтона в течение следующей четверти века в качестве аранжировщика, композитора, время от времени пианиста и соавтора вплоть до своей ранней смерти от рака.

Как описал его Эллингтон, «Билли Стрэйхорн был моей правой рукой, моей левой рукой, всеми глазами на моём затылке, моими мозговыми волнами в его голове, а его – в моей». Отношения Стрэйхорна с Эллингтоном всегда было трудно определить: Стрэйхорн был одарённым композитором и аранжировщиком, который, казалось, процветал в тени Дюка. Эллингтон, возможно, был кем-то вроде отца, и оркестр с любовью оберегал миниатюрного, кроткого, бескорыстного Стрэйхорна, прозванного музыкантпми «Бродяга», «Вили» и «Сладкий горох».

Эллингтон, возможно, и воспользовался им, но не так корыстно, как другие пользовались Эллингтоном; вместо этого он использовал Стрэйхорна, чтобы дополнить свои мысли и представить новые музыкальные идеи, предоставив ему свободу писать самостоятельно и пользоваться, по крайней мере, частью заслуженного уважения. Хотя Дюк Эллингтон ставил себе в заслугу бо́льшую часть творчества Стрэйхорна, он не стал злонамеренно заглушать своего партнёра.

Эллингтон отпускал на сцене шутки типа: «Стрэйхорн делает бо́льшую часть работы, ну а я должен кланяться!». С другой стороны, Эллингтон не возражал против того, что его публицисты часто приписывали ему заслуги без какого-либо упоминания Стрэйхорна, и, несмотря на попытки последнего скрыть своё недовольство, Стрэйхорн «раскрыл», по крайней мере своим друзьям, «углубляющийся источник беспокойства по поводу отсутствия у него общественного признания по мере того, как росла известность Эллингтона».

Стрэйхорн сочинил самую известную тему группы, «Take Тhe “A” Train», и ряд других произведений, которые стали частью репертуара группы. В некоторых случаях Стрэйхорн получал авторские права на свои работы, такие, как «Lotus Blossom», «Chelsea Bridge» и «Rain Check» в то время, как другие, такие, как «Day Dream» и «Something Тo Live For», были указаны, как сотрудничество с Эллингтоном или, в случае с «Satin Doll» и «Sugar Hill Penthouse» были приписаны одному только Эллингтону.

Стрэйхорн также аранжировал многие записи Эллингтона, сделанные группой внутри группы, и придал композициям Дюка гармоническую ясность, вкус и отточенность. С другой стороны, Эллингтон полностью отдавал должное Стрэйхорну, как своему соавтору в более поздних, более крупных работах, таких, как «Such Sweet Thunder», «A Drum Is А Woman», «The Perfume Suite» и «The Far East Suite», где Стрэйхорн и Эллингтон тесно сотрудничали.

Стрэйхорн также часто играл на фортепиано с оркестром Эллингтона как вживую, так и в студии. Музыкальный критик «Detroit Free Press» Марк Страйкер приходит к выводу, что работа Стрэйхорна и Эллингтона в партитуре голливудского фильма 1959-го года «Анатомия убийства» «незаменима, хотя... слишком схематично, чтобы занимать первое место среди шедевральных сюит Эллингтона-Стрэйхорна, таких, как “Such Sweet Thunder” и “The Far East Suite”, но её самые вдохновляющие моменты им не уступают».

Историки кино признали саундтрек «знаковым – первой значительной музыкой афроамериканцев к голливудскому фильму, включающей недиегетическую музыку, то есть музыку, источник которой не виден или подразумевается действием в фильме, как у экранной группы». Партитура «избегала культурных стереотипов, которые ранее были характерны для джазовых партитур, и отвергла строгое следование визуальным эффектам, что предвещало новую волну кинематографа 60-х».

В 1960-ом году они вдвоём сотрудничали над альбомом «The Nutcracker Suite», записанным для лейбла «Columbia» и включающим джазовые интерпретации «Щелкунчика» Чайковского в аранжировке этих двоих. Оригинальная обложка альбома примечательна тем, что на ней изображены имя и фотография Стрэйхорна, а также Эллингтона.

Личная жизнь

Незадолго до своего второго европейского турне со своим оркестром, проходившего с марта по май 1939-го года, Эллингтон объявил своей сестре Рут и сыну Мерсеру Эллингтонам, что Стрэйхорн «остаётся с нами». Через Мерсера Стрэйхорн познакомился со своим первым партнёром, афроамериканским музыкантом Аароном Бриджерсом, с которым Стрэйхорн жил до переезда Бриджерса в Париж в 1947-ом году.

Став взрослым, Стрэйхорн был открытым геем по отношению к своим друзьям и членам группы Эллингтона. Он участвовал во многих акциях за гражданские права. Будучи преданным другом Мартина Лютера Кинга-младшего, он аранжировал и дирижировал «King Fit Тhe Battle Оf Alabama» для оркестра Эллингтона в 1963-ем году для исторического ревю (и альбома) «My People», посвящённого Кингу. Сильный характер Стрэйхорна производил впечатление на многих людей, которые с ним встречались.

Он оказал большое влияние на карьеру Лены Хорн, которая хотела выйти замуж за Стрэйхорна и считала его любовью всей своей жизни. Стрейхорн использовал своё классическое образование, чтобы улучшить технику пения Хорн. В конце концов, они записали песни вместе. В 1950-х годах Стрэйхорн на несколько лет расставался со своим музыкальным партнёром Дюком Эллингтоном, чтобы заняться собственной сольной карьерой.

Он выпустил несколько сольных альбомов и заработал деньги для «Copasetics» (нью-йоркского общества шоу-бизнеса) и участвовал в театральных постановках со своим другом Лютером Хендерсоном.

Болезнь и смерть

В 1964-ом году у Стрэйхорна был диагностирован рак пищевода, болезнь, которая унесла его жизнь в 1967-ом году. Стрэйхорн, наконец, скончался ранним утром 31-го мая 1967-го года в компании своего партнёра Билла Гроува, а не в объятиях Лены Хорн, как часто ложно сообщалось. По её собственным словам, она гастролировала по Европе, когда получила известие о смерти Стрэйхорна. Его прах был развеян над рекой Гудзон группой его самых близких друзей.

Находясь в больнице, он представил Эллингтону своё окончательное сочинение. «Blood Count» был использован в качестве третьего трека к мемориальному альбому Эллингтона для Стрэйхорна, ...и его мать назвала его Биллом, который был записан через несколько месяцев после смерти Стрэйхорна. Последний трек альбома – спонтанная сольная версия «Lotus Blossom» в исполнении Эллингтона, который сидел за пианино и играл для своего друга, пока группа (которую можно услышать на заднем плане) собирала вещи после официального окончания сессии записи.

Наследие

Исторический памятник штата Пенсильвания, подчеркивающий достижения Стрэйхорна, был установлен в средней школе Вестингауз в Питтсбурге, которую он окончил. В Северной Каролине государственный исторический памятник в честь Стрэйхорна расположен в центре Хиллсборо, недалеко от его «дома детства». Стрэйхорн также увековечен на фреске в центре Хиллсборо. В 2000-ом году бывший театр «Риджент» в районе Ист-Либерти в Питтсбурге был переименован в театр «Келли Стрэйхорн» в честь Стрэйхорна и его коллеги из Питтсбурга Джина Келли. Это общественный театр исполнительских искусств.

В 2015-ом году Стрэйхорн был включён в программу «Legacy Walk». В своей автобиографии и в устном выступлении на своём втором концерте «Sacred» Дюк Эллингтон перечислил то, что он считал «четырьмя основными моральными свободами» Стрэйхорна: «свобода от ненависти безоговорочно; свобода от жалости к себе (даже несмотря на всю боль и плохие новости); свобода от страха сделать что-то, что могло бы помочь другому больше, чем ему самому, и свобода от гордости, которая может заставить человека думать, что он лучше своего брата или его соседа».

Creative Commons By-SA License