dev stack:

История Made in Sweden

Швеция
Группа
1968 / Настоящее время
0
0

История Made in Sweden

Об этой группе следовало бы, наверное, начать с самого начала, название, как говорится, обязывает, да и слишком уж важным и весомым является сам факт ее существования. Даже если не брать в расчет музыкальные характеристики ее творчества, так как в сегодняшнем рассказе сойдутся в одну точку истории сразу нескольких крупных европейских группы – Wigwam, Colloseum, Blood Sweat and Tears, Solar Plexus. Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то объектом всех этих переплетения судеб является один человек, имя которому Георг Вадениус. Известный музыкант, феноменально виртуозный гитарист и создатель легендарной шведской группы Made In Sweden, ставшей одной из первых групп, смешивавших самые различные жанры, а уж с позиции джаз-рока этой страны значение коллектива переоценить невозможно.

Конечно, судьба группы похожа на радужный сон по сравнению с историями других «progg»-коллективов в то время, однако не стоит и переоценивать изменчивое внимание к этому коллективу. Да, альбомы группы признавались, отлично продавались и завоевывали важные награды, но, по слухам, на последний концерт группы было продано, внимание, всего 4 билета! И пусть это была уже фактически не та группа, и исполняла она бессвязный и избитый джаз-рок, напичканный штампами и клише, но факт чуть ли не исторический.

Итак, как уже сказано, группа появилась в 1968 году благодаря инициативе гитариста Георга Вадениуса [Georg Wadenius], объединившегося для реализации собственных творческих усилий с музыкантами распавшейся в середине того года блюзовой группы Lea Riders Group (так же известной, как Lee Kings). Их звали Бо Хаггстрём [Bo Häggström] и Томми Боргудд [Tommy Borgudd] и играли они на басе и барабанах соответственно.

По сути сердцем группы был Вадениус, оказавшийся под влиянием джазовой школы гитарного мастерства, так что нет ничего удивительного, что с самого начала музыка коллектива содержала изрядную долю джазового материала. Впрочем, кроме этого, музыканты исполняли и блюзовую психоделику, плотные рок-вещицы, изощренные версии произведений The Beatles и Манчини. Например, на первом альбоме Made In Sweden (With Love), появившимся в 1968 году и завоевавшим, к слову, шведскую версию Grammy, можно услышать «кавер-версии» «A day in the life» «главных отцов основателей всего и вся» и Peter Gunn плодовитого кино-композитора.

Вообще, Вадениус любит как раз именно такой поход к творчеству – взять какую-либо тему, стихи или мелодию, и начать импровизировать, экспериментировать, накручивать собственные ощущения в виде музыкального материала на имеющийся остов. Порой получалось нечто очень далекое от изначального замысла. Так, к примеру, кроме джазовых и блюзовых тем, Георг также писал даже музыку для детей. Правда, при этом, зачастую он использовал все эти наработки и во «взрослых» проектах, исполняя удивительные и оригинальные версии старых народных детских мелодий. То есть получался, так сказать, двунаправленный творческий процесс. Что же касается непосредственно результат этого процесса, то тут Вадениус всегда опирался на трех китов – гармонию, структуру и мелодию, не забывая при этом, чтобы все вместе звучало идеально. Хотя, конечно, это общий подход. В его музыке нет-нет, да и промелькнет какой-нибудь атональный ход, так что предсказывать и предугадывать его композиционно-импровизационный фарватер мысли дело совершенно неблагодарное.

Второй альбом Snake in a hole, записанный при участии гостевого скрипача Свенда Асмуссена [Svend Asmussen], оказался стилистически еще более разноплановым. Группа увеличила долю блюзового ингредиента, появились элементы симфо-рока, джаз-рок, конечно же, никуда не исчез, более того, он даже заматерел и периодически стал показывать нахальные авангардные рожицы. Работа осталась без особых наград, однако слушали, а главное покупали ее с удовольствием.

Однако тем, кто желает большего импровизационного подхода, следует озаботиться поисками их концертной пластинки под названием Live at the Golden Circle. На ней любой, кому посчастливиться ее приобрести, станет свидетелем более отвязного джаз-рокового музицирования. Что, впрочем, вполне предсказуемо для подобного рода групп.

Впрочем, общественность в целом любит признавать лучшей пластинкой этого коллектива непосредственно следующий альбом группы, записанный в 1970 году под названием Made in England. Все, в том числе и имя пластинки, объясняется участием в записи альбома Тони Ривза [Tony Reeves] из британской легендарной группы Colloseum. Впрочем, он тут не играл на каком-либо из инструментов, а поработал на славу продюсером. Вместе с отличным по сравнению с предыдущими работами сведением материала и качеством записи, работу также отличает и более смелый и мощный подход к самой музыке, что, при прежнем разноплановости музыкального характера материала, как раз и дает тот сногсшибательный эффект, покоривший сердца многих критиков и фанатов. К слову, музыканты тут даже меллотрон использовали, а это говорит о многом.

Впрочем, как это ни парадоксально, но самый обласканный вниманием альбом оказался формально последним в истории группы. Вадениус, увлеченный новыми горизонтами и знакомствами сначала организовывает со своим старым другом Боргудом не менее известную шведскую группу Solar Plexus, а затем оттуда уходит в коллектив уже с мировым именем и историей – Blood Sweat and Tears. Вот так вот!

Конечно, в 1976 году что-то на Георга нашло и он решил реформировать и вызвать к жизни старую свою группу, но получилось, мягко говоря, не очень. И это при том, что помогли ему ее собрать не самые последние люди, пусть и финны, но зато какие! Сам Пекка Похьола [Pekka Pohjola] из Wigwam и чуть менее именитый Веса Алтонен [Vesa Aaltonen] из Tasavallan Presidentti приехали, чтобы записать пластинку Where do we begin. Однако современники и рецензенты этого скоропалительного реюньона в один голос утверждают о бессмысленности и безынтересности сего мероприятия. Что ж, на этом действительно история группы прекращается. Хотя, конечно, тут следует сделать небольшую ремарку. Вадениус оказался и после своей «шведской» карьеры на волне известности (за те годы, что он покинул свою страну, Георг отхватил три награды Emmy). Более того, как-то он упомянул, что считает Made In Sweden своим первым этапом в карьере и самые лучшие моменты его музыкальной жизни он пережил на записи пластинок других музыкантов, что, впрочем, не умаляет важнейшей роли сегодняшних героев в истории прошлого и настоящего не только Швеции, но и всей мировой музыки, так или иначе связанной с джаз-роком.

Creative Commons By-SA License

Дискография/альбомы