dev stack:
Искусство войны: Как Iron Maiden создали эпический Senjutsu

Искусство войны: Как Iron Maiden создали эпический Senjutsu

Брюс Дикинсон, Эдриан Смит и Нико МакБрейн из Iron Maiden раскрывают секреты семнадцатого альбома Senjutsu.

+ 1
423
0
Статьи / Статьи
M. Hearts • 16 Ноября 2023 • Image credit: Akirant • Shutterstock

Род Смоллвуд, стараясь не привлекать внимания постояльцев отеля Holiday Inn в Рединге, проводил Bruce Dickinson Брюса Дикинсона в его номер. Ранее в тот же день — в субботу, 29 августа 1981 года — менеджер Iron Maiden Iron Maiden наблюдал, как 23-летний фронтмен Samson Samson очаровывал шумную толпу на Reading Rocks, ожидавшую прибытия австралийских рокеров Rose Tattoo Энгри Андерсона. Смоллвуду ему пришлось признать, что в этом певце что-то есть. 

С наступлением темноты Дикинсон, более известный поклонникам звезд NWOBHM под своим сценическим именем Брюс, стоял за кулисами, попивая праздничное пиво после концерта. Он хотел выйти в зал и посмотреть, как бывший фронтмен Deep Purple Deep Purple Ian Gillan Ян Гиллан завершает второй день уикенда со своей сольной группой, и тогда увидел менеджера Iron Maiden, целенаправленно идущего к нему. 

Зная, что его присутствие за кулисами вызовет некоторое любопытство среди присутствующих "лиц" лондонского музыкального бизнеса, и желая избежать появления слухов, Смоллвуд спросил Дикинсона, не могли бы они пойти поговорить в более тихое место. 

В своем гостиничном номере, он не теряя времени выложил карты на стол. Хоть их все более непостоянный фронтмен Пол Ди'Анно еще не был поставлен в известность, Смоллвуд сообщил, что у Iron Maiden скоро появится вакансия нового вокалиста, и лидер группы Стив Харрис хотел бы знать, не хочет ли Дикинсон попробовать себя в этой роли. 

Вокалист вспоминает, что ответил:

Во-первых, я получу эту работу, иначе вы бы не спрашивали. Когда я получу работу, а я ее получу, вы готовы к совершенно другому стилю, мнениям и человеку, который не собирается уступать? Если нет, скажите сейчас, и я уйду

Впервые за долгое время родившийся в Йоркшире и получивший образование в Кембридже Смоллвуд потерял дар речи.

Дикинсон говорит со смехом:

Я подумал, что, наверное, лучше пойти туда во всеоружии

Эта энергия остается неотъемлемой частью жизнерадостного характера музыканта. Приехав на интервью на велосипеде, он едва успел закрепить его навесным замком, а потом спросил, удалось ли кому-нибудь из штаб-квартиры Iron Maiden сделать скриншот того момента, когда видеоклип на новый сингл группы, Writing On The Wall, набрал 6 666 666 просмотров на YouTube.

"Я не собирался сидеть до глубокой ночи, чтобы поймать этот момент, но надеялся, что кто-нибудь это сделает. Забавная срань" 

Согретый полуденным июльским солнцем он занял место снаружи кофейни в Западном Лондоне, расположенном недалеко от его дома в Чизвике. Дикинсон делает глоток латте, прежде чем поделиться все еще яркими сорокалетними воспоминаниями о своем первом знакомстве с самой большой и любимой многими британской метал-группой. Он вспоминает "небольшую репетицию в Хакни" перед тем, как они, жители Восточного Лондона, отправились в Скандинавию, чтобы завершить свое последнее турне с Ди'Анно. В это время готовилась пробная запись в Battery Studios на северо-западе Лондона с продюсером Мартином Берчем.

"Вы можете себе представить, сколько монет оказалось в общественных телефонных будках, чтобы рассортировать графики всех участников"

Дикинсон вспоминает:

По иронии судьбы, нас пригласили в ту же комнату, где я только что записал Shock Tactics с Samson. Мы записали мой вокал на несколько концертных треков, которые они сделали с Полом — Remember Tomorrow, Twilight Zone, Wrathchild и, кажется, Prowler — и все, дело сделано. В тот вечер UFO выступали в Hammersmith Odeon, так что стоило только попасть за кулисы, нажраться, и вот, спустя сорок лет, мы здесь

Это сказочно краткое изложение легендарной карьеры Iron Maiden, конечно, может быть несколько скудным на детали, но мы будем верить, что вы, наши образованные и многоуважаемые читатели, хотя бы в малой степени знакомы с их эпическим путешествием от спальни юного чертежника Стива Харриса в Лейтонстоуне до сцен крупнейших стадионов мира. 

Брюс Дикинсон, конечно, не был на борту в течение всего путешествия, покинув группу в 1993 году для сольной карьеры. Но его воссоединение с группой в 1999 году (вместе с вернувшимся гитаристом Эдрианом Смитом) послужило катализатором для нынешнего, экстраординарного четвертого акта Iron Maiden. 

Тем летом автор этой статьи присоединился к Iron Maiden на гастролях в Нью-Йорке, чтобы увидеть их с Дикинсоном у руля. Вокалист поделился с ним:

Я не хочу соответствовать ожиданиям, я хочу превзойти их. Эта группа сейчас намного лучше, чем была на своем пике. Мы будем неудержимы

Эти слова подтвердились не обычной развязностью Дикинсона. Последующие альбомы Iron Maiden, начиная с Brave New World Brave New World 2000 года и заканчивая The Book of Souls The Book Of Souls 2015 года, несомненно, превосходят основные, определяющие записи, сделанные "классическим" составом группы в период с 1982 по 1990 год. 

Senjutsu, их новый альбом, — говорит он без тени сомнения в себе, — может стать лучшим, что они когда-либо делали:

То, что сделано в прошлом, может быть, и здорово, но, я считаю, что это не должно быть гарантией пропитания на долгие годы вперед. Я не большой любитель юбилеев и ностальгии. Мне интереснее смотреть вперед, чем назад. И это хорошо, потому что сейчас Iron Maiden и нашим поклонникам есть, чего ожидать

"Они что-то затевают в Париже..." С этими словами в треде, начатым пользователем Reddit под ником it-was-zero, собравшиеся Хэдбенгеры, Роющие Псы, Заклёпки, Адские Крысы и Метал-Маньяки (как Iron Maiden классифицировали своих поклонников в аннотации к альбому The Number Of The Beast) узнали, что фотографии и посты с географическими метками в соцсетях говорят о том, что весной 2019 года по меньшей мере три участника группы, а также их давний коллега по студии Кевин Ширли, будут находиться в столице Франции. 

В теме под названием "Слухи и предположения о 17 студийном альбоме Iron Maiden" на форуме MaidenFans, пользователь под ником Trevoire собрал множество цитат из международных интервью, сообщений в социальных сетях от членов команды Iron Maiden и подтвержденных наблюдений, сделанных внимательными участниками форума. 

Trevoire пришел к выводу, что музыканты и их продюсер находились в студии Гийома Телля, где родились альбомы Iron Maiden  The Book of Souls The Book Of Souls и Brave New World. Все указывало на то, что группа скоро выпустит новинку.

А затем мир перестал вращаться, ведь недавно обнаруженный быстро распространяющийся, высоко заразный и потенциально смертельный вирус COVID-19 привел к глобальной пандемии, и тщательно продуманные планы Iron Maiden были, по словам гитариста Адриана Смита, "отброшены в сторону".

Как вспоминает Смит, общаясь с нами из Лондона, первоначальные планы того, что стало семнадцатым студийным альбомом Iron Maiden, зародились в конце 2018 года. Он отдыхал на островах Теркс и Кайкос и решил "заскочить" на Багамы, чтобы нанести визит Стиву Харрису и обмозговать некоторые идеи, "раз мы были в одной части света". 

У Смита хватает благородства рассмеяться, когда он рассказывает об этом. Он признает:

Сорок лет назад я бы заскочил к нему домой в Лейтонстоун из своего дома в Хакни. Но такова наша жизнь теперь

Он вспоминает, что тогда показал басисту набросок новой песни, в которой должны были звучать громогласные японские барабаны кодо. Он объяснил Харрису, что представлял себе драматическую, волнующую музыку, будто саундтрек к эпической битве. Так была заложена основа Senjutsu Senjutsu. 

Когда Classic Rock в последний раз беседовал с участниками Iron Maiden в 2015 году, Стив Харрис рассказал, что в студии во время сведении альбома The Book Of Souls он обратился к Эдриану Смиту:

Если бы это был наш последний альбом, это было бы прекрасное прощание

Это было неопределенное время для Iron Maiden. Брюс Дикинсон восстанавливался от перенесенного рака, и никто не был уверен в том, что здоровье вокалиста выдержит жесткие гастроли. Но опасения быстро развеялись, и когда автор этой статьи в последний раз разговаривал со Стивом Харрисом в 2018 году, во время перерыва в чрезвычайно успешном, охватывающем всю карьеру группы туре The Legacy Of The Beast, доблестный лидер Iron Maiden твердо смотрел в будущее.

Харрис заявляет:

Когда Брюс вернулся в группу, мы все согласились, что Iron Maiden не собирается останавливаться/ Тур Legacy Of The Beast — это хороший способ рассказать старые истории по-новому. Но я думаю, что мы все уже взволнованы мыслью о том, чтобы начать новые

Представьте себе, что на работе начались рождественские каникулы, и вот вы тянетесь за пальто, а ваш босс подходит к вам и спрашивает: хотите ли вы по-прежнему работать в новом году. Или представьте, что вы сидите со своей второй половинкой на диване, смотрите сериал, и вдруг она вырывается из ваших объятий и торжественно спрашивает: будете ли вы вместе, когда выйдет следующий сезон. Согласны ли вы встречаться еще где-то полгода, чтобы посмотреть его вместе?

Насколько неуверенно вы бы чувствовали себя, ложась в постель в конце дня? К счастью, отношения, будь то профессиональные или личные, так не строятся. Однако, как ни странно, именно так некоторые люди представляют себе работу музыкальных групп. Будто Стив Харрис ходит по гримерке Iron Maiden с блокнотом и ручкой в конце каждого мирового турне, искренне спрашивая каждого из своих коллег по очереди, не против ли он записать еще один альбом и/или провести еще 18 месяцев в дороге.

Хотя никто из участников группы не может точно вспомнить, кто именно позвал их собраться в Париже в марте 2019 года, все шестеро музыкантов с нетерпением ждали, что получится в результате последнего объединения их талантов.

Дикинсон рассказывает, с хитринкой: 

Единственный, кто был недоволен, это Нико [МакБрейн]. Он пришел и такой: "Какого хрена мы тут делаем? Я мечтаю об отпуске!". Но нам показалось вполне разумным пойти и записать альбом, пока мы еще не остыли от тура и месяцев совместных выступлений

Нико МакБрейн, изображая возмущение во время телефонного разговора из своего дома в Бока-Ратоне в штате Флорида, комментирует слова музыканта:

О, Брюс так сказал, да? Он меня затянул в процесс? Наглый ублюдок! Признаться, я был немного вымотан гастролями, но, как и все остальные, я был рад погрузиться в работу. Если я и жаловался, то только потому, что там, в Париже, было холодно. Мы снимали "The Final Frontier" на Багамах, а тут было бы приятнее в марте. Да и есть эскарго (французское блюдо из улиток, подаваемое с белым сухим вином) изо дня в день надоедает

Барабанщик продолжает уже более серьезно:

Но я люблю эту студию, и как только мы начали работать, я просто взорвался. Если бы вы просто наблюдали со стороны, то не поверили бы, как много мы смеемся. Временами это просто умора. Мы перфекционисты, и не всегда бывает смешно, когда кучка музыкантов с разными творческими идеями собирается вместе В прошлом бывало, что мы повышали голос и хлопали дверьми. Но мы любим и очень уважаем друг друга. Я думаю, что в альбоме можно услышать, как нам нравится наша динамика

Дикинсон говорит о процессе работы:

"Мне нравится его энергия. Мы приходим в студию, ничего не планируя, смотрим друг на друга и говорим: "Ладно, что тут у вас?". А потом Стив или Эдриан залезают в свой ящик с игрушками и достают рифф или половину песни. А я говорю: "Хорошо! Мне нравится! Поехали!". Мы подправляем тут и там — это как нечто среднее между игрой в теннис и жонглированием — и смотрим, что выйдет. У Стива больше контроля, и это справедливо. Он может взять рифф у Яника [Герса] или Эдриана и исчезнуть на три-четыре дня, а потом появиться и сказать: "Так, у меня готовы три песни!". Давление, которое он оказывает на себя, феноменально. Каждый раз для него это челлендж. 

Когда мы со Стивом садимся за работу над вокалом и мелодией, он очень точно прорабатывает аранжировку. Часто у него в голове очень конкретное место для каждого слога. Моя задача как певца — найти места для исполнения. Если представить, что его текст это городской пейзаж с кварталами небоскребов, то я качусь и ныряю, кружусь вокруг, нащупывая свой собственный путь. На этом глубоком этапе нашей карьеры мы знаем, как работать вместе и читать друг друга.

Стив очень придирчив, но я понимаю его методы. С годами мой голос стал толще и тверже в нижних регистрах. С возрастом я освоил новые тональности, и это открыло много новых возможностей для самовыражения. Что очень интересно, как для меня, так и для Стива"

- А если вам не нравится то, что он написал, что тогда? Есть ли демократическое голосование по поводу того, какие идеи песен будут дорабатываться группой, или?..

Дикинсон отвечает:

Это группа Стива. В конечном счете, он в ответе за все. Вы знакомы со Стивом Харрисом? Если он хочет, чтобы песня была на альбоме, она будет на альбоме, поверьте[смеется]

Как и Speed Of Light из альбома The Book Of Souls, а также синглы, открывающие альбом, 2 Minutes To Midnight и Flight Of Icarus, самая яркая песня Senjutsu, The Writing On The Wall, написана Смитом и Дикинсоном.

Смит говорит:

Я думаю, что написание синглов — это недооцененная форма искусства. Люди часто воспринимают синглы как одноразовую, дрянную попсу. Но я пришел в музыку благодаря синглам Джими Хендрикса и Thin Lizzy. Хоть я люблю Deep Purple и Black Sabbath, я также ценю мастерство, стоящее за короткой, резкой, трехминутной песней

Но на протяжении большей части своих 82 минут Senjutsu (японский термин, относящийся к тактике подготовки воина или армии перед боем) является бессовестно прогрессив-рок-альбомом. От волнующего заглавного трека — "Призовите к оружию всех мужчин издали и отовсюду", поет Дикинсон, предупреждая о "захватчиках с севера" и кровожадных "кочевниках, пришедших с равнин" — через блестящую Lost In A Lost World с ее расширенным акустическим вступлением и парящим женским хором, через великолепную заразительную совместную работу Герса и Харриса The Time Machine — это работа группы, расширяющей границы и работающей на пике своих сил. 

Однако, как бы ни были впечатляющи первые семь треков альбома, именно три заключительных, написанных Стивом Харрисом, которые идут 10 с лишним, 12 с лишним и 11 с лишним минуты, трека Senjutsu оставляют своих коллег позади. Death Of The Celts, The Parchment и Hell On Earth — замечательные, захватывающие песни, содержащие все, что поклонник металла может любить в Iron Maiden. Особенно Hell On Earth, написанная еще до того, как кто-то услышал или произнес Covid-19, — это суровое обращение группы к положению дел в мире, в котором она отказывается быть побежденной тьмой, которая временами может казаться непреодолимой

МакБрейн говорит:

Это замечательные музыкальные произведения, так ведь?. Когда я сел за этот альбом несколько месяцев назад, то был совершенно потрясен тем, что мы сделали. Думаю, это потрясающе. Наверное, мы все скажем, что Iron Maiden — живая группа. Мы музыканты, которые питаются энергией аудитории. Однако я думаю, что мы создали нечто замечательное. Стив превзошел себя, Брюс звучит потрясающе, и барабанщик тоже неплох [смеется].
Но если серьезно, мы не можем дождаться, когда люди услышат его. Было странно сидеть над ним так долго. Не то чтобы у нас был выбор, на самом деле. Я вспоминаю первый год этой пандемии, который, как ураган, пронесся по всему миру. А сейчас мы находимся в эпицентре тропического шторма и пытаемся снова встать на ноги. Даст Бог, скоро в мире наступит мир и покой, и мы сможем предоставить этому альбому ту платформу, которую он заслуживает. То всеуслышание, которого он заслуживает

В начале 2021 года это поглотило и Брюса Дикинсона. На вопрос, чем он занимался в ожидании пандемии, он смеется и отвечает:

"Медицинскими усовершенствованиями... протезированием"

После разрыва ахиллова сухожилия во время фехтования в Париже во время записи Senjutsu ему пришлось сделать операцию по замене тазобедренного сустава в октябре. Отдохнув в Париже, после "просмотра всего, что можно посмотреть на Netflix", он начал мысленно составлять раскадровку для промо-видео на первый сингл Senjutsu Senjutsu, The Writing On The Wall, которое бы соответствовало масштабу и амбициям альбома. 

Помня о том, что ограничения, введенные для борьбы с передачей Covid, не позволят собрать группу на съемках — Харрис был на Багамах, МакБрейн во Флориде, Дэйв Мюррей на Гавайях, Смит в Лондоне, а Яник Герс в Ньюкасле — Дикинсон выбрал концепцию эпического анимационного видео.

Музыкант вспоминает:

Я сказал Роду: "Не думаешь, что нам пора выйти с чем-то особенным в плане видео. "

Я рассказал ему о клипе Rammstein Rammstein "Deutschland", который вышел за рамки идеи музыкального промо и стал произведением киноискусства. Я сказал: "Я не предлагаю нам сделать то же самое, но мы могли бы попытаться сделать что-то похожее."

Не уверен, что Род вообще смотрел клип Rammstein — он не испытывает особого интереса ко всему, что: а) не Iron Maiden, или б) сделано после 1975 года — но он дал мне добро на то, чтобы я придумал несколько идей. И я начал собирать идеи, основанные на библейских отсылках, касающихся пира Белшаззара, он же история "Письма на стене" из Книги пророка Даниила

Я думал о том, что вся наша политическая культура, как и мир, испорчена. Богатые становятся все богаче, а бедные — беднеют еще больше. Я думал о том, что нам придется все уничтожить и начать мир заново. После просмотров сериалов на Netflix, в частности "Сынов Анархии", у меня вдруг возникло видение "четырех байкеров Апокалипсиса", каждый из которых был Эдди. Затем, размышляя о библейской истории сотворения мира, я подумал об Адаме и Еве, а об Эдди — как о змее, искушающем их. И тогда у меня появился сюжет для работы

В сотрудничестве с аниматорами Марком Эндрюсом и Эндрю Гордоном, бывшими сотрудниками Pixar (анимационной студии, создавшей, в частности, "Историю игрушек" и "В поисках Немо"), оба из которых являются преданными фанатами Iron Maiden, получился настоящий визуальный праздник с множеством тонких отсылок к легендарному прошлому группы. Все были так восхищены результатом, что почти упустили из виду одну крошечную деталь: причину, по которой главный герой вообще оказался на празднике.

Дикинсон объясняет:

Фанат Iron Maiden должен был сжимать в руках приглашение на пир Белшаззара. Именно это и заманило его в пустыню. Иначе зачем все здесь? Но они забыли его вставить. Я сказал: "Где приглашение? Без него все бессмысленно". Они такие: "Это вроде как слишком очевидно с этим приглашением". Это что, блин! Тогда мы сделали приглашение в виде черно-белого флаера, как на рейвах старой школы. А после этого у нас возникла идея, как связать все это с загадочным способом анонсирования альбома

В выходные июньского фестиваля Download Pilot, проходившего этим летом, на стенах вокруг места проведения фестиваля были замечены загадочные плакаты/флаеры с надписью "Пир Белшаззара". По чистой случайности, суперфанат Iron Maiden Фрэнк Тернер давал интервью на месте проведения фестиваля в футболке с таким же изображением.

28 июня, выступая на Sky News, чтобы пожаловаться на то, что британское правительство игнорирует опасения музыкальной индустрии Великобритании по поводу влияния Brexit на гастролирующих артистов и экосистему, окружающую живую музыку, Брюс Дикинсон был одет в ту же футболку.

Вскоре Iron Maiden пообещали раскрыть карты 15 июля. Тогда вышло видео на песню The Writing On The Wall, и группа снова привлекла внимание всех поклонников рок-музыки в мире. Будто они планировали это с самого начала. Кто сказал, что старых собак нельзя научить новым трюкам?

Эдриан Смит говорит:

Должен сказать, что, слушая альбом сейчас, я просто потрясен. Когда я слушаю наши прошлые альбомы, воспоминания еще сырые, и я замечаю крошечные вещи, которые хотелось бы сделать по-другому. Но когда мы прожили с альбомом год или больше, слушать его заново — захватывающе. То, что эта группа может продолжать удивлять всех нас, является огромной заслугой того, что мы делаем
Когда я пришел в эту группу, я был мальчишкой. Я мог казаться мужчиной, но на самом деле ничего не знал. Наверное, то же самое можно сказать обо всех нас. И мы все отдали все Iron Maiden. В течение многих лет в нашей жизни не было ничего, кроме Iron Maiden. Мы отдавались на полную катушку. И я не могу притворяться, что временами это не тяготило. Сейчас я могу сделать шаг назад и оценить все по достоинству. Все, что мы построили вместе. Вся та работа, которую мы проделали тогда, является основой того, где мы находимся и что мы делаем сегодня. Это привилегия, но эта рабочая этика, это наследие позволяет Senjutsu существовать в 2021 году, и позволяет Iron Maiden существовать в 2021 году

Дикинсон говорит:

Когда люди услышат этот альбом, то скажут: "Нихера себе!". Каждая песня — это Iron Maiden на вершине игры. Каждый трек может стать фаворитом концерта. Мы не играли альбом от начала до конца со времен A Matter Of Life And Death [2006 года]. Но этот альбом настолько хорош, что его можно играть целиком. Конечно, мы еще не закончили тур Legacy, но мысль о том, чтобы взять этот альбом в дорогу, волнует всех нас. Оживить его на сцене, со всеми его сменами времени, тональности и настроения, будет непростой задачей. Но если бы я не любил челленджи, то не присоединился бы к этой группе в самом начале. Никто из нас не становится мягче с возрастом. Мы все преданы своему делу, и путешествие в мир после долгой паузы будет чертовски интересным приключением. Мы с нетерпением ждем встречи с вами

Автор оригинальной статьи: Пол Бранниган (редакция журнала Classic Rock).

https://www.loudersound.com/features/the-art-of-war-how-iron-maiden-made-the-epic-senjutsu

Интервью
Статьи
Iron Maiden
альбом
Senjutsu
1
  423
  0

Комментарии

CTRL+ENTER = Отправить комментарий